Деревянной была первая рижская крепостная стена. И ворота были – только одни. Зато ключей – целых три: у епископа, в Ливонском ордене и – в Рижском Домском капитуле.
Рос город, богател. Потребовались стены большие, каменные. И вскоре выросли стены, да и число ворот увеличилось. Вновь делили горожане ключи от Риги с церковниками да с Орденом. Не устраивало это горожан. Так что в 1391 году силой отняли рижане ключи от епископского подворья. А в 1454 году Ливонский орден сам с ключами расстался и передал Риге ключи и от ворот к замку.
Читать далее...Сурово Швеция обходилась со своими вассалами - конец 17-го века в Риге великой «скромностью» ознаменован был. Дабы не тратили горожане попусту деньги, а вовремя и сполна платили налоги, да и церковные подати, в Риге введены были запреты на роскошь. Даже такие события, как свадьба или похороны строго регламентировались. Золото, серебро, а не дай бог, кружево на подвенечном платье – нельзя. Более двух карет в свадебном поезде – и думать не могли. Покойника в крашеном гробу хоронить? Даже и не пробуй. Иначе – раскошеливайся-ка, брат, на штрафы, чтобы не выпендривался.
Читать далее...Большим городом была Рига в 14 веке.
И вела от порта в центр города Большая Песчаная дорога. Проходила она как раз рядом с Песчаной башней. Название – неспроста дано было: окружали дельту Ридзене большие песчаные валы. Так что и дорога, и башня, да и бастион оборонительный – песчаными были. Башня, полукруглая, закрытая только с внешней стороны, была одной из 28 башен, возвышавшихся над толстенной крепостной стеной, охранявшей Ригу от захватчиков.
Читать далее...Рыцари-меченосцы с позором были изгнаны из Риги. Казалось бы, все позади. Но нет. Уж слишком сладким кусочком была средневековая Рига, чтобы так просто от нее отказаться. Про христианство речь больше не шла – архиепископ рижский достаточно трудился во славу божию. А вот про деньги и власть... Про это рыцари не забывали. Поэтому меченосцы объединились с тевтонским орденом и образовали некое «акционерное общество» - Ливонский орден. С вполне понятной целью – укрепить финансовое состояние немецкой знати за счет Балтии. Вот Ливонский – то орден и пошел в 1330 году завоевывать красавицу Ригу.
Читать далее...Европейская политика средневековья была проста, как грабли. Точнее, как меч. Потому, что именно меч и был основным «орудием труда» Ордена Меченосцев. Много Орденов учреждала католическая церковь, побуждая юных дворян обращать в христианство язычников, а заодно, захватывать новые земли и – новые богатства. Ну и для каждого направления образовывался свой Орден.
Вот как это было.
Читать далее...Ох уж этот майорат (право наследования старшим сыном всего наследства)! Стремление сохранить родовое наследство в одних руках, дело понятное. И, поскольку детская смертность в Европе в средние века была делом вполне обычным, нормальным было и стремление «плодиться и размножаться». Вот и размножались дворяне, как могли. Вот только вопрос: «куда девать выросших, но оставшихся без наследства детей?» очень оригинально решался. Все просто – эти дети должны или умереть, или – заработать себе на хлеб. Обе эти задачи с успехом решали крестовые походы. А что? Все «зайцы» одним выстрелом убивались – из страны под благородным предлогом удалялась активная (и голодная) молодежь, в случае успеха похода в страну (и в папскую казну) поступали неслабые трофеи, а в случае неудачи – даже на похороны тратиться не надо было.
Читать далее...Говорят, что все познается в сравнении. И нельзя оценить что-либо, не сравнив его с чем-то другим. Толстый-тонкий, светлый-темный, горячий-холодный...
А у нас, в Риге, есть Большая и Малая... Кто бы вы думали? Конечно, Гильдии!
Дело в том, что вслед за воинами всегда идут торговцы. Так они появились и в Риге, сразу же вслед за Ливонским Орденом, покорявшим «язычников», еще в начале 1200 годов.
Ну там, язычники или нет, для торговли это имело мало значения. Главное, что новые земли были открыты, дороги охранялись и, стало быть, можно было начинать «бизнес».
Читать далее...Интересная штука – история.
По-разному можно на нее смотреть.
Вот, например, чем занималась в средние века европейская молодежь?
Ну, с дворянами-то понятно. Старший сын, как и положено, получал целиком все наследство, чтобы капитал не дробить, а у остальных был выбор, в зависимости от родительской щедрости или личного призвания: либо в рыцари, либо – в монахи. А что еще делать, если ты хоть и с титулом, но без денег, без образования, без профессии? Либо воевать, либо – молиться.
Читать далее...Какой же дерзостью и гордостью за свой труд надо обладать, чтобы в городе, полном прекрасных зданий, так назвать собственное творение?! Не просто «дворец», а – «роскошный дворец»!
Но правда заключается в том, что название точно соответствует сути, это – действительно дворец, изысканный и неповторимый, не имеющий себе равных ни по замыслу, ни по исполнению.
Во-первых, это была грандиозная задумка. В эпоху развития такого искусства, как кино, посторить не просто кинотеатр, а – выдающийся кинотеатр! И где?
Улица Элизабетес (Елизаветинская) – одна из центральных и потрясающе красивых улиц Риги, уже была улицей кинотеатров. И создать еще один, затмевающий собой все остальные, было дерзостью.
Во-вторых, архитектура. Заказчики – В. Емельянов и С.Файнштейн - владельцы фирмы Ars – мыслили по-крупному. Поэтому был приглашен архитектор, способный воплотить грандиозный замысел в жизнь. Фридрих Скуиньш сумел совместить несовместимое: роскошь дизайна, как фасада, так и внутреннего убранства, свойственную стилю рококо и барокко, и последние достижения строительной технологии – железобетонные конструкции.
Читать далее...«Хлеб – всему голова».
Так, или во всяком случае похоже, думал тот самый пекарь, выбирая для украшения собственного фасада, да не какого-нибудь, а настоящего – каменного дома, колосья пшеницы. А какое еще украшение подобает пекарю? Только герб с колосьями! И неважно, что вся улица заселена пекарями – так и называется: улица Пекарей, зато – у него свой, каменный дом!
Как и положено, выдержанный в готическом стиле, с большой залой на первом этаже, где хватит места для чадов и домочадцев. А венчался дом большим, высоким чердаком. А как же иначе? Где еще хранить муку, да и прочие припасы? Чем больше чердак, тем зажиточнее владелец. Вот и венчают дома в Старой Риге чепцы – вместилище всех хозяйских богатств. Через люк в потолке туда поднимались грузы. Очень удобно – и не промокнет, и чужой не залезет. И пусть окошки маловаты, зато чердак – внушает доверие.
Читать далее...