В древние времена латыши жили хуторами. Ходить в гости было затруднительно – далеко, да и некогда - в поле работы слишком много. Зато потом, когда весь урожай уже убран и наступило осеннее, самое сумеречное время, наступало время гуляний.

К такому событию готовились специально. Готовили маски, чтобы никто не мог узнать, специальные костюмы. Маски обычно были похожи на тех духов, которым хотели подластиться. Даже специальные глиняные вставки в рот делали, чтобы голос изменился. Или попросту, вырезали такой голосоизменитель из репы и вставляли между зубов.

Маски делали в виде страшных или смешных морд - ведьмы, черти, лешие или животных – медведи, лисы, волки, петухи, журавли, лошади. Гость мог надеть маску, изображающую какую-то вещь – мельницу, копну сена, сноп зерна, или овощ, например, капустный кочан, гриб, или вовсе дерево, Маска могла изображать и человека, например, в гости могла придти «длинная женщина», «коротышка-мужичок», «цыган», «еврей»

Каждая маска кроме основного изображения отражала и латышскую народную символику. Так, маска волка обозначала лешего, темноту и мороз, маска медведя – неуклюжесть, лень и сонливость, заяц – вкрадчивость и трусость, коза – добродетель и свет, журавль – мудрость, расчетливость и разумность.

Одной из самых известных древних масок была, конечно, маска медведя. Это и понятно – медвежий рык, по поверью, мог запросто прогнать любых злых духов. Вместе с медведем непременно должен был быть поводырь, заставляющий грозного хозяина леса танцевать на задних лапах и веселить публику.

Кроме медведя популярными были маски журавля, бычка, смерти, длинной бабы и домового.

Ряженые шли от хутора к хутору с танцами и песнями. У каждого шествия был свой вожак, который отвечал за порядок. И был у него специальный инструмент – прутик, которым он хлестал тех, в дом к кому приходили с песнями ряженые. Это было не наказание, а наоборот – награда. Того, кому крепко досталось прутом по мягкому месту в Святки, не грозили летом комары, да и вообще насекомые. Так, во всяком случае, гласило поверье. Поэтому свои филейные части с радостью под прут подставлял каждый. Прут тоже был не простым. Согласно древним верованиям, он символизировал жизненную силу, здоровье и плодородие. Вожак должен был остаться неузнанным – это было важно, чтобы приметы сработали. Поэтому остальные ряженые старались отвлекать внимание от вожака изо всех сил.

Ряженых ждали с радостью в каждом доме, поили, кормили и, как положено, еще и с собой подарки давали. А как же иначе, приголубишь ряженого, будет тебе в будущем счастье и благословение, и тебе, и дому твоему и семье. Кто же добровольно от счастья откажется?

Вот и ходили ряженые по хуторам, приносили в каждый дом счастье и радость.