Когда вы обращаетесь за профессиональной помощью, вам хочется, чтобы тот, к кому вы обращаетесь был настоящим специалистом. Чтобы врач умел лечить, потрной – шить, парикмахер – стричь.
И хорошо, когда вы знаете, что должен уметь специалист. Но если к парикмахеру вы идете, допустим, раз в месяц, к стоматологу – раз в год, а к слесарю – по необходимости, то к маклеру вы обращаетесь значительно реже. Иногда – всего один раз в жизни.
Именно поэтому далеко не все знают, что должен уметь настоящий профессионал сделок с недвижимостью. Рассмотрим это на примере продажи недвижимости.
- Очевидное действие – найти покупателя на вашу недвижимость. Это то, что знают все и то, что является только верхушкой айсберга, под названием «сделка».
- Оценка ситуации. Как правило, человек, продающий свою недвижимость, пытается решить какие-то свои жизненные проблемы: кредит, финансы, семейные обстоятельства... И оценка ситуации жизненно важна, чтобы принять самое эффективное решение для конкретной ситуации.
- Расчет будущего налогообложения. Согласитесь, крайне неприятно обнаружить, что часть дохода от проданной недвижимости пойдет на налоги, а вы об этом узнали в последний момент. Если вы рассчитывали положить деньги на депозит – это просто обидно. А если вы намеревались купить себе другую недвижимость. То можете обнаружить, что денег не хватает. И это уже достаточно проблемно. Поэтому рассчитать возможные налоги и планировать расходы с их учетом лучше заранее.
- Стратегия сделки. Что это такое? Это – заранее продуманный план по ее реализации, который учитывает все, и оценку ситуации, и будущие налоги. Например, вы решили, что вам неплохо бы поменять свою квартиру на примерно такую-же, но – в другом районе (поближе к детям). Вы живете в своей квартире очень давно и никуда не торопитесь. Это – одна ситуация. Или, допустим, семья с одним ребенком обнаруживает (это – совершенно реальный случай), что ожидаемое пополнение – не один, а целых три малыша. То есть, в семье через полгода будет четверо детей! А кроватки ставить негде. Это – совсем другая ситуация. Поэтому и стратегия для каждой из этих сделок будет разной. И ее надо планировать.
- Подготовка документов для сделки. Это только кажется, что Земельной книги достаточно. Покупатель имеет право знать, что в вашей недвижимости нет долгов, что там никто чужой не задекларирован и т.д. Все это – справки, которые нужно собирать быстро, пока покупатель готов покупать. Как, где, какие собирать справки – все это компетенция опытного маклера.
- Подготовка проекта договора. Если кто-то говорит, что договор напишет нотариус, значит он – не профессионал. Нотариус, действительно, составит договор. Но нотариус не знает, ни вашу ситуацию, ни будущие налоги. Это – не его работа. Поэтому он составит хороший добротный договор, но ... типовой. Такой, как у всех. Если, конечно, вы сами не изложите ему все, что необходимо. Но вы-то не специалист, вы на самом деле не знаете, что нужно говорить, а что – нет. Правильно же писать проект договора так, чтобы он учитывал именно ваши интересы. И хороший маклер именно так и напишет.
- Сопровождение сделки. Казалось бы, в чем проблема? Ну, пошли к нотариусу и подписали договор. Но не забудем, что недвижимость – дорогая покупка. Во-первых, нервничают оба, и продавец, и покупатель. Во-вторых, в ходе сделки каждая из сторон пытается еще раз обезопасить себя. Покупатель хочет еще раз убедиться, что ему передается недвижимость без долгов и проблем, поэтому он может стремиться удержать и не выплатить какую-то сумму денег. Продавец тоже волнуется. Поэтому очень желательно, чтобы рядом был компетентный специалист, который знает решения на каждый вопрос. А это приходит только с опытом.
- Завершение сделки - контроль передачи недвижимости. От момента подписания договора до передачи недвижимости, как правило, проходит время. И необходимо убедиться, что правильно оплачены все счета, закончены отношения с поставщиками услуг, и что нет никаких причин, чтобы в дальнейшем одна из сторон сделки чего-то требовала от другой стороны. Дело должно быть действительно доведено до конца так, чтобы больше к нему не возвращаться.
Я постаралась коротко описать те 7 из 8-ми аспектов, которые обычно скрыты от взгляда. Более подробно они описаны в моей книге «Точка отсчета». Но я искренне надеюсь, что эта картинка и ее описание дали вам достаточно данных. И, в случае необходимости вы будете знать, что должен делать для вас настоящий маклер.
Директор компании EKOCENTRS
Елена Корджева